Эталонный усилитель для электростатических наушников

The Reference Amplifier for Electrostatic Earspeakers

Что объединяет Эталонный усилитель для электростатических наушников и усилитель мощности Accuphase A-300?

Ранее я уже писал, что музыку через Эталонный хочется слушать.

И тут вчера на DAStrereo выложили обзор на моноусилитель в чистом классе А Accuphase A-300, стоимостью $51,900 (за пару), где автор обзора из журнала Stereophile почти таким же словами описывает впечатления от прослушивания А-300 :-)) Ниже скриншот этого текста:



Если бы ещё японский усилитель имел сверхнизкие искажения... получилась бы самая сладкая конфетка.

Особого смысла в этой заметке нет, но как интересный факт — вполне даже.

Комфортный уровень громкости на Стаксах

Хотел бы высказать свою точку зрения по поводу того, какой уровень выходного сигнала для Стаксов является достаточным для прослушивания как попсы, так и классической музыки.

Моё первое суждение о том, что для комфортного прослушивания музыки достаточно 300Vrms (высказанное на форуме rcl-electro), в настоящий момент уже нифига не актуально. Высказанное сразу без должного кол-ва прослушанных записей и в период эйфории от того, насколько всё же качественно воспроизводится музыка на моём тракте, в настоящий момент это суждение я воспринимаю с милой улыбкой на лице (мол, какими же наивными мы порой бываем :) )...

Но к делу. Итак, на текущий момент уровень входного сигнала на звуковой карте RME HDSPe AIO Pro выставлен на уровне +4dbu, т. е. аналоговый сигнал на входе Эталонного усилителя не может превышать 1, 228Vrms. Усиление каждого канала Эталонного — 501 раз (при выкрученном на полную громкость регуляторе громкости), что в итоге должно дать на выходе усилителя напряжение 615Vrms.

Но дело в том, что сигнал на выходе ограничен напряжениями питания каскадов и при прогреве усилителя они снижаются с +/- 335V до уровней +/- 315V. При таких питающих напряжениях максимальное выходное напряжение (неискажённое) на выходе усилителя не превышает 422Vrms.

Итак, должно быть — 615Vrms, реально — максимум 422Vrms. Другими словами — усилитель работает с клиппированием (clipping), т. е. ограничивает уровень сигнала сверху и снизу, как на картинке ниже (на показания измерений внимания не обращайте):

По идее, клиппирование должно быть слышно. Но всё гораздо интереснее.

Примечание 1: Под попсой я считаю не музыкальную ценность произведения, а исключительно техническую сторону записи: всё, что не классика — попса, в силу того, что классику, как правило, стараются писать качественно.

Примечание 2: Под классикой понимается именно она, в формате Hi-Res (88.2/24 или выше); здесь упор именно на качестве.

Итак, попса. Здесь всё просто — на максимальной громкости я её не слушаю по причине высоких искажений в самой записи и по причине дебильности самого формата Audio-CD (да, я не люблю записи формата Red Book). Слушать её на высокой громкости просто нет желания. Современные записи записаны очень громко, с большими искажениями. Записи эры становления CD — значительно ниже по громкости, но искажения тоже присутствуют. Тем не менее для старых и новых записей уровня сигнала в 422Vrms вполне достаточно на 99.999% (пока записи, требующие большего выходного уровня — не встречались).

По классике. Смотрите. Сейчас слушаю классику с максимальным усилением Эталонного, т. е. при максимально вывернутой ручке громкости. Т. е для меня это комфортный уровень. Т. е. в теории, если бы усилитель мог без клиппирования усиливать сигнал, его максимальный уровень был бы 615Vrms (0dB). Но он не может, и реальный максимальный уровень сигнала баз клиппирования равен «всего лишь» 422Vrms (-3.27dB). Т. е. в диапазоне от 0dB до -3.27dB сигнал клиппируется. Сразу вопрос из зала: а слышны ли искажения по причине клиирования на классике и часто ли они бывают? Ответ такой: прослушав с начала года порядка 200 разных дисков с записями классики в формате Hi-Res, на первый вопрос ответ — когда слышно, когда нет, бывает по разному. На второй — случается с той частотой, когда на это уже обращаешь внимание.

Вообще, хочу отметить, что я обожаю слушать Hi-Res классику на моём сетапе с Эталонным усилителем для электростатических наушников. Уточню, к классической музыке не имею никакого отношения, но вот слушать её — крайне интересное занятие для меня. Особенно когда она громкая и быстрая. Почему громкая — да потому что нет искажений вносимых самим усилителем даже на максимальной громкости, что является характерной чертой Эталонного усилителя. Я больше скажу — хочется врубить звук ещё громче, но по техническим причинам — уже не получается, и так громкость на максимуме и если её увеличить ещё и на выходе звуковой карты, то будут сплошные искажения, что не комильфо.

Вообще, есть такое термин, слово на английском — experience (дословно — опыт, но не совсем). Часто говорят, например, экспиаренс от вождения высококлассным автомобилем, и т. д. и т. п. Суть, я думаю, вы уловили. И вот этот экспиаренс от прослушивашия высококачественной записи музыки, да ещё на высокой громкости — это недостижимый экстаз, истинно говорю :) Ещё раз — громко и без искажений записи. Это то — к чему следует стремиться всем пользователям высококлассного Stax-сетапа, это то, от чего вы получите незабываемый experience.

Относительно часто хочется увеличить громкость тихих фрагментов, минимум на 3dB, максимум — на все 6db. Пусть даже с изредка слышимым клиппированием. Ну что же, давайте же вычислим уровень этого сигала. Для следующих расчётов возьмём первое значение, как более реальное к нашей действительности. Идеальный усилитель получился бы, если бы его выходной уровень был 422Vrms + 3dB = 615Vrms. Магическая цифра получается :)) Если же уровень увеличить на 6dB (в 2 раза), то уровень сигнала увеличится до 844Vrms. Сможет ли нынешний флагман Stax SR-X9000 выдержать такой уровень?! Далеко не факт...

Цирфа 615Vrms мне сразу напомнила легендарный усилитель, который так и не пошёл в серию: Stax SRM-T2. Его стандартные параметры позволяли выдавать на выходе 630Vrms при искажениях меньше, чем 0,01% на частоте 1кГц. Вот фото данного красавца:


Так что же в итоге, спросите вы, усилитель с каким уроввнем на выходе мне покупать?

Как по мне, каждый сам решает, какой уровень выходного сигнала для него комфортен, но для классической музыки выходное напряжение >= 400Vrms является тем минимумом, который приоткрывает дверь в буйство красок записей классической музыки. Только вот мне очень жаль, что сейчас не выпускают промышленных усилителей с выходным уровнем 630Vrms и пренебрежительно малыми искажениями (как у моего Эталонного). Я бы такой приобрёл обязательно.

В заключение, таблица с максимальным уровнем выходного сигнала для стационарных усилителей Stax, выпускаемых в настоящее время. Дабавим Stax SRM-T2 и Эталонный для сравнения. Может кому-то пригодится.

SRM-T2 SRM-T8000 SRM-700T SRM-700S SRM-500T SRM-400S Эталонный
630Vrms 470Vrms 340Vrms 450Vrms 300Vrms 400Vrms 422Vrms

Эталонный усилитель собран! Первые впечатления от прослушивания.






Вводная часть

В новогодние праздники дошли-таки руки до итоговой сборки Эталонного усилителя для электростатических наушников. Пришлось где-то выпилить лобзиком пазы в плате, где-то укоротить винты, ещё какие-то незапланированные действия. Основное время ушло на пайку проводов на разъёмы/контакты: по времени пайка элементов на плату оказалась менее затратной, чем разделка проводов. Учтём на будущее. Осталась пара косметических действий, включая приклеивание выточенной ручки регулятора громкости, и внешний вид усилителя примет вид законченного устройства.

С трансформатором какая-то засада: он более мощный, чем предыдущий, но высоковольтные напряжения получились почти такие же: 323В в обоих плечах. При снятой верхней крышке он греется до температуры 48° С. При закрытой крыше будет греться больше.

Пониженные напряжения питающих плеч повлияли и на ток покоя выходных каскадов, сейчас он где-то порядка 2.5мА каждый, что в два раза меньше расчётного. С одной стороны — плохо, поскольку увеличиваются искажения на высокой громкости. С другой стороны — хорошо — меньше греются высоковольтные транзисторы, радиаторами которых выступают небольшие области меди в верхнем и нижнем слоях печатной платы — до 85° С. Опять-таки при снятой верхней крышке.



Впечатления от прослушивания

Как я уже отмечал, у меня два усилителя STAX, один SRM-727II, который я использую исключительно для прослушивания винила и второй — SRM -Xh — маленькая такая коробочка (фото будет) начального уровня и который использовал до сих пор при прослушивании записей с компьютера: мне очень импонируют его габариты. Вот с последним и будет сравнение. Наушники у меня SR-507.

При первом включении Эталонного сразу бросается, что звук совершенно другой, отличный от привычного (транзисторного звучания, — что, в общем-то, и повлияло на решение собрать новый усилитель). Это не был «вау»-эффект, что-то другое. «Вау»-эффект наступил позже, когда я осознал, какой же усилитель я собрал. Но все по-порядку.

Первой записью, что я послушал ( а это было вчера вечером), стал диск (вернее некоторые треки) «В. Высоцкий и М. Влади — Студийные записи на Мелодии (1974-1975) [MB] {24-96, Мелодия, СССР}». Надо сказать откровенно, особого впечатления треки не произвели. Вот да, именно так. Ну ладно, попробуем послушать что-то другое. Ставим «ТУХМАНОВ ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ 1976_ЛЕНТА» (скачанную, кстати, с Doctorhead-а). Слушаем. Опять что-то не то. Ну что за непруха. Ладно, попробуем в последний раз на сегодня (а дело шло к 11 ночи) нашу любимую всеми Анну с диска «Anna Netrebko — Verdi (2013) [HDTracks 24-96]». И вот тут счастье попёрло: я до конца, не отрываясь на перерыв, прослушал великолепную Hi-Res запись от известного немецкого брэнда, которую до этого так и не смог ни разу не то, чтобы послушать всю целиком, но даже хотя-бы наполовину. Счастье лилось на меня полной рекой, я был в Раю, мурашки как положено, очень активно передвигались по всему телу :)

Ещё считаю важным отметить, что запись Анны я неожиданно для себя слушал на большой громкости, не вертя регулятор громкости влево/направо, что невозможно было бы представить для усилителя SRM -Xh, когда при слабом уровне сигнала приходилось вертеть регулятор громкости в большую сторону, а при сильном сигнале — наоборот, уменьшать громкость. Этот эффект, кстати, многим известен и объясняется тем фактом, что большинство усилителей (не только для наушников) обладают высоким уровнем искажений, а это дополнительный, нежелательный и вредный сигнал, который складывается с полезным. И когда эти помехи из сигнала в усилителе с глубокой обратной отрицательной связью исчезают, кажется что запись звучит тише (что технически верно), поэтому-то и хочется вывернуть ручку громкость на «побольше».

Последним на тот день, я прослушал Hi-Res запись «2018. Vittorio Forte — Chopin- Waltzes [24-88.2]». Впечатления от прослушивания были аналогичными, что и для предыдущей записи. Опять смог легко и непринуждённо прослушать весть диск до конца (опять в первый раз), музыка прямо-таки притягивала к себе. И опять слушал на большой громкости.

Эталонный чётко умеет разделять голоса или инструменты на отдельные составляющие, они не сливаются в единую «кашу», как у многих других усилителях. Также на фоне громких звуков легко различаются тихие; это надо выделить особенно. Также отчётливо слышны послезвучия струнных и других инструментов.




Краткие выводы

В целом качество воспроизведения напрямую зависит от качества самой записи. Эталонный очень любит Hi-Res-ы, он как будто специально создавался для воспроизведения классической музыки/оперных вокалов/хорового исполнения. Ещё раз — он гениально воспроизводит классическую музыку. Остальные форматы на фоне Хай-Реза смотрятся скромно (не путать с «плохо»). Возможно, это объясняется тем, что «классику» стараются писать всё-таки качественно.

Усилитель лишён каких-либо наводок и шумов. При любом уровне громкости. Он прозрачно передаёт сигнал от входа до выхода. Если в записи есть сибилянты, «каша» — то вы это обязательно услышите. В то же время отдельные партии партитуры влёт считываются подсознательно (или сознательно?).

На Эталонном нет усталости от прослушивания записей. Музыку хочется слушать. Всё это — благодаря широкой полосе воспроизводимых частот и ультранизким искажениям (так, моделирование показывает полосу воспроизводимых частот от 5Гц до 100кГц по уровню -0,1dB или от 5Гц до 1,5МГц по уровню -3dB; искажения для сигналов в классе А — на уровне 0,0001% /20Гц — 20кГц/ ) . Такие параметры недостижимы, если использовать, условно назовём ей «классической», схемотехнику усилителей Stax.

Можно с гордостью сказать, что проект завершён успешно, Эталонный на 100% меня устраивает, даже в этой, немного усечённой по параметрам версии усилителя.

P.S. Вспомнил основную причину, почему не подключаю усилок SRM-727II к компьютеру: становятся слышны помехи от компьютера, которые при перемещении мышки ещё больше усиливаются. Просто сейчас подключил 727 вместо Эталонного для сравнения. На первый, быстрый взгляд, у Эталонного немного выше разрешение.

Распаял детали на плате

С большой задержкой (лень было паять) распаял детали на плате. Плата запустилась сразу, ничего не задымилось, искра не проскочила, дуговой разряд не появился. Здесь под «запустилась» имеется ввиду, что на схему питание подали, а входной сигнал — нет.

Интересная деталь: постоянка на выходе (а их 4) составила от 0.8 до 1.3 В. И это я ещё не выставлял уровень постоянки подстроечным резистором. Всё благодаря применению ОУ в усилителе.

Но не обошлось и без косяков (правда к плате это не относится): неправильно указал параметры заказного трансформатора, надо перезаказывать. Причём, скорее всего, высоковольтные напряжения питания придётся немного понизить Из-за снижения напряжений питания параметры несколько ухудшатся. Ждём где-то через месяц новую посылку.


Задумано так:




Получилось так:


Пришла печатная плата

Наконец-то получил плату для своего Проекта. Заказывал в Резоните, качество хорошее.

Всё готово к сборке усилителя. Надеюсь, ошибок в разводке нет. И важно не ошибиться при монтаже.

Каким должен быть идеальный усилитель для электростатических наушников?

Для меня — таким (тезисно):

  1. Габариты. Высота — где-то 4 — 5 см, чтобы поместился под монитор. Ширина и глубина — где-то 20 и 30 см соответственно. Гробы наподобие Беты22 недопустимы ни в каком виде, тем более двухкорпусные.
  2. Балансный и небалансный входы. Поскольку во время прослушивания переключать входы не надо, то допускается расположение переключателя на задней стенке прибора.
  3. Блок питания обязательно встроенный (не внешний).
  4. Качественный регулятор громкости и один (не два) разъёма для подключения наушников. Два — ненужное усложнение конструкции усилителя и ухудшение его параметров.
  5. Выключатель питания — спереди.
  6. Максимальное выходное напряжение сигнала на выходе усилителя — где-то 450-480 В. Больше — нет никакого практического смысла.
  7. Мы делаем идеальный усилитель, поэтому полоса воспроизводимых частот по уровню, допустим, 0 — -0.1 dB должна находиться в диапазоне 5Гц — 100кГц. Ведь мы любим слушать хай-резы, не так ли?
    (Так, например, MSB Electrostatic Headphone Amplifier уже не подходит под наши требования, даже если бы он мог подключаться к ЦАП-ам сторонних производителей. У него заявленный диапазон составляет 5Гц — 20кГц при неравномерности АЧХ ±0.8dB. Это просто конские значения для Hi-End усилителя. Про АЧХ смотрите мои другие статьи на этом сайте)
  8. Усиление усилителя — в районе 54дБ (500 раз). Сейчас все источники сигнала высоковольтные.
  9. Низкие шумы. Количественно трудно сказать; чем меньше, тем лучше.
  10. Искажения. На сайте http://www.audiosciencereview.com где-то читал, что чтобы искажения были не заметны, они должны находиться ниже уровня 0.0001%. Для какой частоты — автор не указал, но, наверное, для 1кГц (поскольку все измерения искажений они проводят именно на этой частоте). Не знаю, насколько это правда, но будем отталкиваться от этой цифры. И поскольку мы — перфекционисты, — мы расширим это требование для диапазона частот 20Гц — 20кГц. Естественно, речь идёт об уровнях сигнала, при котором каскады усиления работают в классе «А» (нехилое такое требование по гармоникам получается).

Если кто-то сможет реализовать на практике такой усилитель, то он станет эталонным усилителем для электростатических наушников на планете Земля :)

Что не так с усилителем STAX SRM-727A/SRM-727II?

Так исторически сложилось, что пластинки, которые я иногда слушаю, я прослушиваю через старшую модель усилителя для электростатов STAX SRM-727A. Младшая модель, причём самая младшая в линейке какого-то там лохматого года — SRM -Xh, используется мной для прослушивания записей с компьютера. Усилитель не идеален, но на малой громкости слушать можно.

Винил с усилителем SRM-727A спелись очень хорошо, вот даже замечаний нет. Это тем более естественно, что корректор собран мною лично и с учётом, если так можно выразиться, моего понимания правильного усилителестроения. За основу была взята схема Accuphase C-27, чуть изменённая и с теми электронными компонентами, которые я считаю правильным применить для этой схемы. Корректор получился изумительным, по ссылке http://forum.vegalab.ru/showthread.php?t=79079/ есть пара картинок и схема, кому интересно. Но не об этом речь.

Тут решил подключить SRM-727A к компу вместо младшей модели, и какого-же было моё удивления, что помимо большей ясности, воздуха, значительно меньших искажений, напрочь, вот именно так ощущается переключения с одного усилителя на другой, пропали верхние частоты, — как будто их срезали фильтром. Решил разобраться с этим вопросом, тем более, что схема SRM-727A у меня теперь имеется.

Для начала, картинка с тех. параметрами, — она нам понадобиться.

В самой первой же строчке видим, что ширина полосы пропускания усилителя составляет целых 115 кГц (при -3 дБ)! Круто, подумали мы, даже Hi-Res (условно, диапазон от нуля до 100 кГц) можем слушать без искажения тонального баланса. Тогда почему же при прослушивании записей мы не слышим высоких частот?! А давайте на всякий случай графически проверим АЧХ, мало ли что, ну у нас же есть схема и программа компьютерного моделирования LTSpice.

Сказано — сделано!

Примечание: промоделируем схему с учётом переменного резистора регулятора громкости, пусть он буде выставлен, скажем, на 12 часов (думаю никто на полную мощность не слушает усилитель), т. е. со среднего вывода снимается половина входного напряжения сигнала. Сопротивление регулятора громкости возьмём из спецификации выше — 50 кОм для каждого канала (да, он спаренный из четырёх секций).

Входная часть схемы будет такой:

Для начала, убедимся, что наша модель схемы не занижает верхнюю граничную частоту. Вот какая АЧХ получится, при выкрученной ручке регулятора громкости на максимум (т. е. нивелируем влияние сопротивления резистора на частоту):

Примечание: картинка скомпилирована из 2-х с тем умыслом, чтобы было хорошо видно ход АЧХ.

На картинке частоте 115 кГц соответствует спад всего 2,4 дБ (а не 3 дБ), лучше даже, чем в спецификации. В целом, неплохо АЧХ смотрится (подумали мы). Практически ровная, на конце небольшой спад. Не может он так влиять на качество звука. Мы так думаем.

А давайте-ка посмотрим ход АЧХ уже с учётом резистора регулятора громкости (как описано выше). Смотрим:


Видим, что какой-то наглый регулятор громкости изменил нашу АЧХ на высоких частотах в разы!!! Вот же сволочь! Или, кто-то скажет, что эти изменения небольшие? Тогда давайте сделаем следующее: переведём вертикальную шкалу из дБ в линейный масштаб, то есть усиление в разы. Смотрим что получилось на картинке ниже:


Ну шо, посмотрели? Осознали? Как говорится, шах и мат, любители высококачественного звука! Пожалуй, даже слепой не сможет не заметить, что из себя представляет АЧХ данного «усилителя».

Для тех, кто не видит, поясню: спад АЧХ заметен (визуально) уже на 2 кГц, далее спад усиливается и с частоты 20 кГц резко идёт вниз. Получается, что данная модель усилителя не то, чтобы была готова к воспроизведению Hi-Res-форматов, но даже не в состоянии качественно воспроизвести формат Audio-CD. Такое ощущение, будто-бы все разработчики сговорились (рекомендую прочитать мой обзор SMSL M400 по ссылке https://www.univerge.ru/all/obzor-cap-a-smsl-m400/)!

Анализ схемы показывает, что АЧХ «гробят» в первую очередь конденсаторы 220pF на входе усилителя. Конкретную величину вклада конденсаторов в ослабление верхних (да даже и средних!!!) частот можно увидеть на картинке ниже (графики сняты для величин кондёров в 0 (ноль) pF и стандартные 220pF):


На картинке хорошо видно влияние этих конденсаторов. Если их выпаять, то усилитель SRM-727A всё-таки (с натяжкой) способен достоверно воспроизвести запись CD-качества, но по-прежнему лишён возможности достоверно воспроизводить Hi-Res-форматы.

В принципе сложности разработки высоковольтных усилителей для Стаксов понятны, но я не могу понять, почему разработчики из STAX так вольно обращаются с АЧХ усилителя. Кто знает почему, — расскажите.

Какое может быть решение проблемы? 100% решения проблемы нет, поскольку даже без кондёров на входе имеется значительный (для перфекциониста) спад АЧХ на высоких частотах. Но частичное решение видно сразу — выпаять эти кондёры с плат усилителя + (важно) на входных разъёмах установить RC-цепочки с номиналами где-то 100 Ом/100pF. Совсем без фильтров усилитель оставлять сильно не желательно.

Что интересно, таким же недугом, который здесь описан, скорее всего подвержены и ВСЕ остальные усилители от STAX среднего и верхнего ценового уровней, вот есть у меня в этом уверенность почему-то; вряд ли они кардинально меняют схемотехнику входных каскадов своих усилителей. Из этого следует, что частичное решение проблемы спада АЧХ на высоких частотах может подойти и к другим усилителям от STAX.

Ну и, наконец, важно и другое: подтвердилось, что проблем со слухам у меня нет, и усилитель действительно фильтрует (ослабляет) высокие частоты :)

Замеры емкостей кабелей наушников STAX Lambda Nova Basic и STAX SR-507

Возникла необходимость измерить ёмкости кабелей наушников Lambda Nova Basic и SR-507. Данные сильно разнятся не в пользу Lambda Nova Basic (кабели наушников отличаются). Измерения проводились на частоте 100 кГц. Вот какие результаты получились (ёмкость кабеля указана вместе с ёмкостью наушников).

Lambda Nova Basic

L+ & L- 110pF
R+ & R- 111pF
L+ & Bias 151pF
L- & Bias 169pF
R+ & Bias 154pF
R- & Bias 171pF
L+ & R+ 82pF
L+ & R- 89pF
L- & R+ 89pF
L- & R- 107pF

SR-507

L+ & L- 89pF
R+ & R- 89pF
L+ & Bias 108pF
L- & Bias 124pF
R+ & Bias 111pF
R- & Bias 125pF
L+ & R+ 62pF
L+ & R- 69pF
L- & R+ 69pF
L- & R- 92pF



P.S.
При разборе наушников Lambda Nova Basic на конце высоковольтного провода (bias) оказался запаянный резистор аж на 490 МОм (можно увидеть на картинке ниже). Вероятно шелест, который периодически слышат все владельцы стаксов, как раз и возникает в результате случайного закорачивания одного из статоров на  плёнку с высоким напряжением (через этот резистор).


Схема усилителя STAX SRM-727A/SRM-727II для электростатических наушников

Давно искал схему усилителя STAX SRM-727A (это для Японии, питание 110В; у нас он называется STAX SRM-727II). Хотелось прикинуть его искажения в программе компьютерного моделирования LTSpice, а то данные спецификации слишком куцые.

Известный многим Кевин Гилмор в своё время владел сайтом, где были выложены схемы различных усилителей (в том числе и выше упомянутый), но бобик «сдох», и доступ к схемам пропал (а я её не скачал в те ещё времена).

Но вот буквально некоторое время назад на head-case.org он дал новую ссылку на свой архив, который успешно был мной скачен. Выбрал нужную схему, забил её в  симулятор и запустил. Но схема «не завелась» — шла генерация. Пришлось разбираться.

Как оказалось, в схеме не были указаны два конденсатора, что интересно, реализованные в виде площадок проводников с обеих сторон печатной платы (т. е конденсатора в обычном понимании на плате не было), создающие определённую, очень небольшую (порядка долей пикоФарада) ёмкость. Как только были добавлены ёмкости, схема заработала без дополнительной правки. Это был первый косяк в схеме Гилмора.

Второй косяк был в том, что он неправильно указал номинал истоковый резисторов во входном каскаде на полевых транзисторов, снизив их сопротивление с 560 до 200 Ом, и тем самым увеличив коэффициент усиления схемы (доведя её до 70 дБ). Есть предположение (моё), что таким образом он пытался придать усилителю устойчивость (из-за отсутствующих конденсаторов на его схеме), ибо чем больше усиление схемы, тем больше запас по фазе на частоте единичного усиления петлевого.

Кстати, пока не забыл, реальный коэффициент усиления усилка SRM-727A оказался 60 дБ, хотя в инструкции указано значение 54 дБ (к SRM-727II; на RM-727A инструкции, очень неожиданно, пока не обнаружил).

Примечание: 54 дБ — это усиления для небалансных входов (проверено лично мной). Для балансных будет как раз 60 дБ (а вот это только предположение, надо будет как-нибудь проверить).

В общем пришлось снять крышку и вынуть плату одного канала для проверки схемотехники, выложенной Гилмором. Что заняло некоторое время. Вот картинка одного канала. Фактически, это и есть (почти) вся схема усилителя (кроме выходного каскада; он обведён красной пунктирной линией на схеме).


Ну и как вишенка на торте — сама схема. Показаны искажения для различных вариантов моделирования входного сигнала по частоте и уровню. В реальности эти параметры могут значительно отличаться в большую сторону. Обычно, чем меньше искажения при моделировании, тем больше ошибка с измерениями реальной схемы — реальные искажения могут быть на порядок, или даже два, больше. И наоборот: чем больше смоделированные искажения, тем меньше отличий в измерениях от реальной схемы.

Нумерация на схеме (та, которая не в красной рамке) соответствует нумерации элементов на плате.


Ранее Ctrl + ↓